20 октября 2013 г.
Наконец-то настал столь долгожданный момент, когда в наш маленький, но гостеприимный город приехал народный артист Российской Федерации, заслуженный артист Украины, лауреат Государственных премий имени Ленинского комсомола, художественный руководитель творческого московского объединения «Дети Мельпомены» Владимир Алексеевич Конкин. Случилось это четвертого октября в ДК «Юбилейный». Перед байкальчанами он выступил не только как актер, но и как режиссер, предоставив вниманию зрителей спектакль-бенефис «Муж, жена и сыщик» Питера Шеффера.
В спектакле он удивил многочисленную публику своим необычным амплуа, представ перед ними в комично-драматичной роли.
История, разворачивающаяся на сцене ДК, была стара как мир: он и она, спустя какое-то время совместной жизни перестали чувствовать, слышать, понимать друг друга. В такой момент, когда между мужем и женой вырастает стена, их семейной жизни просто необходима какая-то встряска, взрыв, что-то неординарное. Изменить эту ситуацию может только человек со стороны, наделенный мудростью и проницательностью.
Таким человеком для молодых супругов в исполнении актеров Елены Переслени и Эдуарда Митина стал некий Джулиан Христофоро, он же Владимир Алексеевич Конкин. Весьма загадочная личность, он однажды совершенно неожиданно оказывается в офисе успешного финансиста, аккуратиста и педанта Чарльза Сиддли, который был крайне удивлен столь неожиданному визиту, и, не подозревая, какие приключения его ждут за следующей фразой, предлагает незваному гостю объясниться. Тот, в свою очередь, проявляет настоящее мастерство в уклончивости от ответов, то прикидываясь его клиентом, то запутывая в его собственных суждениях то, обезоруживая простой фразой: «А у вас случайно ложечки не найдется?» Странному гостю-сладкоежке, спустя какое-то время, и потраченные нервы мистера Сиддли все-таки приходится рассказать о цели своего визита. «Дело в том, что я – сыщик! И я уже 4 недели как занимаюсь вашим делом!»
Под сопровождение тревожной музыки новоявленныйЭркюльПуаро рассказал бедняге о своей слежке за его женой Белиндой. Преступление на лицо - молодая особа слишком часто отлучается из дому, что подтвердило беспокойство супруга её поведением. «Вот уже в течение трех месяцев она не смотрит на меня! – признается Чарльз. – Просто совершенно отвернулась!»
Сыщик как истинный психолог понял, в чем же дело и решил помочь несчастным супругам. Когда неожиданно приходит Белинда, как бы его не прятал ревнивый муж, он все-таки вновь оказывается в офисе и решает взять ситуацию в свои руки. После того, как назойливый сыщик все-таки вывел их на эмоции, они наконец-то высказали друг другу в лицо все, что накипело у них внутри за все два года совместной жизни, расставив тем самым все точки над «i». Но коварный Джулиан поставил условия, что теперь мистер Чарльз поменяется с ним местами: будет в течение одного месяца наблюдать за своей благоверной, не позволяя себе не обмолвиться с ней ни словом. Если они выполнят эти условия, то их ждет семейное счастье, ведь как сказал сам вершитель судеб: “Иногда, чтобы сохранить брак, нужно просто помолчать”. С помощью такого невероятно простого, но очень действенного рецепта рушившийся на глазах брак вновь приобретает свою целостность. Супруги смотрят друг на друга уже по-другому, с удивлением и любопытством, как в день своей первой встречи. Будут ли они вместе? Увы, режиссер решил скрыть от нас эту тайну, но вместе с героями пьесы он научил нас, зрителей, тому, что любовь – это не взаимные обвинения и требования, а умение понимать друг друга без слов.
Спектакль, несмотря на кажущийся развлекательный характер, касается серьезных тем – одиночества, проблем семейного счастья, взаимопонимания друг друга. Сам главный герой, оставаясь за маской лицедея, снимает её в самом конце, открывая зрителям ранимую душу человека абсолютного несчастного и одинокого, которому за отсутствием собственной личной жизни приходится вмешиваться в жизни других. Когда в финальных аккордах он держит в руках шляпку Белинды, в его глазах отражается такая боль и тоска, что каждому зрителю становится понятно, он тот человек, который больше всего нуждается в любви, но он никогда этого не покажет. «Под маской лицедея боль уснет…» (Елена Эйтан).
До сих пор не понятны цели, с которыми Джулиан затеял эту авантюру, может для того, чтобы развеять тоску, может в его мыслях действительно был план помочь семейной паре, мы так не узнаем. Этот персонаж, непредсказуемый, таинственный, но бесконечно интригующий и привлекающий к себе внимание навсегда останется загадкой для нашего ума. Также, впрочем, как и сам актер, Владимир Алексеевич Конкин.
На пресс-конференции он был также загадочен и непредсказуем. Особый акцент он сделал на теме нравственной чистоты не только искусства, но и самих людей, живущих в столь неспокойное время. Владимир Алексеевич своими словами выразил сожаление о том, что некоторые деятели искусств не понимают, какое влияние оказывают на современную молодежь, и какая ответственность за воспитание подрастающего поколения лежит на их плечах.
«Нам навязываются совершенно отвратительные ценности, они сейчас активно культивируются в искусстве. В игрушечных фильмах о войне нет главного – идеологии. В искусстве должна быть идеология добра, достоинства, родины! Конечно, нельзя сказать, что все наши фильмы были совершенны, мало того, в искусстве совершенства не бывает, это тот вечный идеал, к которому мы стремимся, но сейчас стремятся-то к разрушению! Я не понимаю и не принимаю современное искусство! Картина «Как закалялась сталь» на БАМ миллионы ребят привела после 17-го съезда ВЛКСМ, я был делегат, я их отправил в первую колонну в апреле 1974 года! И что было на афишах? На афишах был Корчагин, который строил узкокалейку. Понимаете, вот отчасти та задача искусства, которая необходима! Я не верю в искренность некоторых современных режиссеров! Эти инсталляторы настолько нагло и цинично заявляют, будто они открывают новый мир, что на душе становится просто гадко! Они считают себя какими-то оракулами, звездочетами, гуру. На самом же деле это просто какие-то проходимцы! Все эти пороки давно уже были, только у нас, к сожалению, не делают выводов! Я говорю это с болью в сердце!»
И все же, Владимир Алексеевич уверен, что в наших силах все это исправить: «Сегодняшние обстоятельства весьма печальны, и я не дикий оптимист, но я, тем не менее, не могу опускать свои крылья. Пока есть некая порядочность в искусстве, сюда будут приезжать люди. Дай Бог, чтобы власть не разлюбила это желание своих зрителей!»
Он не терпит фальши, и посредственного отношения к искусству, всегда ревностно относясь к тому, что делает, но, несмотря на свои пессимистичные взгляды, он все же не разочаровался в жизни и в людях: «Я влюбляюсь в людей, и до сих пор стараюсь не разучиться влюбляться в людей любого возраста. Если я вижу, что мы одного поля ягода, я это чувствую. Я продолжаю верить в человека и хочу помочь ему разобраться в самом себе. Для меня это важно».
Подготовила Яна Петрова.
В рубрике: Новости культуры и спорта