18 июня 2025 г.

Байкальск должен стать муниципальным округом

 19 июня 2025 г., вступает в силу Федеральный закон от 20.03.2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»

Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно через формы прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления. В ближайшее время существующую систему местного самоуправления в Российской Федерации ожидают системные преобразования.

 

В последние дни в информационном пространстве Слюдянского района и Иркутской области идут жаркие споры о необходимости и целесообразности создания Байкальского муниципального округа, в состав которого объединяются три действующих муниципальных образования: Байкальское городское поселение, Новоснежненское сельское поселение и Утуликское сельское поселение.

Инициатива об объединении этих муниципальных образований в Байкальский муниципальный округ ещё в 2022 г. была поддержана главами поселений, решениями дум этих поселений и Думой Слюдянского района, а также подавляющим большинством населения на общественных слушаниях, проведённых в каждом поселении. Инициатива создания Байкальского муниципального округа была также поддержана исполнительным комитетом Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Однако по ряду административных и правовых проблем процесс объединения так и не состоялся.

Сегодня свои мнения по этому вопросу приводят блогеры, представители СМИ, жители района, работники местных администраций, депутаты районной и поселенческих дум. Зачастую эти мнения основываются на предположениях, личных и корпоративных интересах и способствуют формированию необъективного общественного мнения. Возникает необходимость дать разъяснения по существу.

Федеральный закон от 20.03.2025 г. №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» вступает в силу 19 июня 2025 года. И с этого дня субъекты Российской Федерации, в том числе, Иркутская область, могут принимать законы, устанавливающие территориальную организацию местного самоуправления, определять виды муниципальных образований, а также принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации местного самоуправления на территории субъекта РФ.

Законами субъектов РФ может быть установлена одноуровневая система местного самоуправления, состоящая только из муниципальных округов и городских округов. В этом случае предусматривается ликвидация всех муниципальных образований первого уровня, имеющих статус городских и сельских поселений, а также муниципальных образований 2-го уровня, имеющих статус муниципальных районов. Все муниципальные образования, имеющие статус поселений и муниципальных районов, будут преобразованы путём их включения в муниципальные или городские округа.

Одновременно, Федеральный закон №33-ФЗ даёт право субъекту РФ сохранить двухуровневую систему местного самоуправления, как на всей территории области, так и в отдельных муниципальных образованиях (в настоящее время на территории Иркутской области действует двухуровневая система местного самоуправления).

Следует отметить, что административно-территориальное деление на районы, города, сельские и другие населенные пункты не имеет прямого отношения к количеству образованных в соответствии с законодательством о местном самоуправлении на этой территории муниципальных образований и их виде. Так, на территории одного административно-территориального района может быть создано несколько муниципальных округов и (или) городских округов, и наоборот, один муниципальный округ может занимать территорию нескольких районов. Принцип организации местного самоуправления на основе административно-территориального деления, то есть создания на территории каждого района только одного муниципального округа, без учёта перспектив и особенностей их дальнейшего развития, изначально является ошибочным.

Также, в соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено образование муниципального округа или городского округа в границах, совпадающих с границами территории существовавшего по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона одного и (или) нескольких городских или сельских поселений. Другими словами, законодательством предусмотрена возможность создания Байкальского муниципального округа, включающего в себя территории Байкальского городского поселения, Утуликского и Новоснежненского сельских поселений.

Новый Федеральный закон о местном самоуправлении предусматривает механизм преобразования муниципальных образований путём объединения нескольких муниципальных образований, разделения муниципальных образований или изменения вида муниципального образования. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления (администраций или дум поселений), областных или федеральных органов государственной власти.

Объединение муниципальных образований осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами (думами поселений) каждого из объединяемых муниципальных образований. Преобразование муниципалитетов предусматривает обязательное проведение публичных слушаний с участием населения. Думы поселений с учётом мнения населения, выраженного на публичных слушаниях, принимают решение и направляют инициативу об объединении нескольких городских и (или) сельских поселений в муниципальный (или городской) округ в органы государственной власти субъекта РФ для подготовки и принятия областного закона.

По инициативе администраций и дум Байкальского городского поселения, Утуликского и Новоснежненского сельских поселений были назначены даты проведения публичных слушаний в июне 2025 года по вопросу преобразования этих поселений путём объединения в Байкальский муниципальный округ.

При обсуждении вопросов о необходимости и обоснованности объединения поселений в муниципальный округ должен быть проведён всесторонний и объективный анализ перспектив и особенностей социально-экономического развития всех объединяющихся муниципалитетов, прогнозы повышения качества жизни населения, определение эффективной и оптимальной структуры местного самоуправления, способствующей долгосрочному и устойчивому развитию муниципального образования.

В последние годы социально-экономическое развитие Байкальского муниципального образования и прилегающих к нему территорий находятся под пристальным вниманием президента, правительства РФ и правительства Иркутской области. Результатом реализации Указов и поручений президента РФ, решений правительства РФ и правительства Иркутской области должно стать создание на территории города Байкальска первого в Российской Федерации экогорода, туристического центра международного значения на озере Байкал. Федеральными и областными органами власти при непосредственном участии органов местного самоуправления Байкальского городского поселения планомерно и последовательно реализуются мероприятия по достижению поставленных целей.

С 2010 года в границах Байкальского муниципального образования и прилегающих к нему территорий функционирует особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Резидентам особой экономической зоны предоставляются особые условия предпринимательской деятельности, позволяющие осуществлять деятельность туристских объектов с учётом режима особо охраняемых природных территорий, а также налоговые льготы и преференции, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

На основании поручения президента РФ от 12.09.2019 г. был разработан и принят Стратегический мастер-план комплексного развития территории Байкальского муниципального образования до 2040 г.

На основании поручения президента РФ от 20.07.2022 г. была разработана «Программа социально-экономического развития Байкальского муниципального образования до 2040 года», она утверждёна распоряжением правительства России 29.12.2022 г.

Президентом РФ утверждён «Перечень поручений по итогам совещания по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов» от 28.05.2024г. Правительству РФ поручено утвердить в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал». Проект предусматривает создание федерального круглогодичного курорта «Волшебный Байкал» на побережье озера Байкал в Иркутской области и Республике Бурятия. В Иркутской области курорт «Волшебный Байкал» включает в себя две локации: город Байкальск и «Байкальская слобода» около посёлка Тальцы.

Этим же поручением президента России Байкальск включён в единый перечень опорных населённых пунктов, в соответствии с которым реализуется приоритетная поддержка их развития.

Такие масштабные планы и задачи могут успешно решаться только путем объединения ресурсов, полномочий и координации работы всех уровней власти: федеральной, региональной и местной.

Организация исполнения мероприятий Программы СЭР предусматривает, в том числе, повышение роли и степени участия органов местного самоуправления в этом процессе, повышение оперативности и ответственности за своевременное и качественное исполнение ими принятых решений, постоянное взаимодействие, согласование и координацию действий органов местного самоуправления с правительством Иркутской области и федеральными министерствами и ведомствами. Наиболее эффективно и успешно реализация утвержденной правительством РФ Программы социально-экономического развития города Байкальска до 2040 года возможна при создании на этой территории Байкальского муниципального округа.

Исторически сложилось, что город Байкальск и прилегающие к нему территории Новоснежненского и Утуликского муниципальных образований имеют общий потенциал и ресурсы развития туристической отрасли, курортных зон и сопутствующих отраслей экономики, а также других видов деятельности, разрешённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Наличие имеющейся сети учреждений социальной сферы (образования, культуры, медицины, социального обслуживания населения) на территории г. Байкальска и сельских поселений позволит обеспечить потребности населения, а также имеет потенциал для их дальнейшего развития.

Перспектива развития прилегающих к городу Байкальску территорий Утуликского и Новоснежненского сельских поселений должна рассматриваться в неразрывной связи с городом Байкальском, как единого туристско-экономического комплекса. Поэтому объединение этих муниципальных образований в один муниципальный округ является вполне закономерным и очевидным.

Для жителей Утулика и Новоснежной объединение предполагает решение многих вопросов жизнедеятельности именно в Байкальске, а не в Слюдянке. Это облегчит их жизнь, сделает ее более удобной в плане развития.

И, пожалуй, одно из главных приобретений появляется в результате создания Байкальского муниципального округа – возможность на месте решать вопросы здравоохранения и образования, являющиеся сегодня самыми злободневными в этих населенных пунктах.

Финансово-экономическое обоснование объединения трёх муниципалитетов в один муниципальный округ обосновывается перспективами социально-экономического развития территорий объединяемых поселений, привлечения в ближайшие годы значительных финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников, существенное увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, и, как итог, многократное увеличение поступлений доходов во все уровни бюджетов РФ.

Василий ТЕМГЕНЕВСКИЙ, глава Байкальского муниципального образования

В рубрике: Новости Администрации    

Официальный сайт
Байкальского муниципального образования
Слюдянский район Иркутской области