Как сделать лучше

С 14 по 17 ноября в Химках Московской области состоялся семинар для выпускников программы «Культурная мозаика малых городов и сел» 2015, 2017 годов.

Право приехать имели те, кто из выпускников продолжил работу над проектами и получил финансирование на второй и третий годы развития, а также кто выиграл объявленный трэвэл-грант на данную поездку. Я была в числе участников, но имеющая к конкурсу «Культурная мозаика малых городов и сел» благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко непосредственное отношение.

В этот раз организаторы попросили привезти с собой сувенирную продукцию и характерные для данной местности кулинарные изделия. Я взяла с собой сувенирную продукцию, которую мы начали разрабатывать в рамках проекта «Студия исторического макетирования», автор работ Ольга Николаевна Пермякова, а также изделия ручной работы Ирины Бобровой – брелоки, серьги, украшения, выполненные в технике вышивки. Из кулинарного народного творчества – изюмы от местного умельца Бориса Брисюка и печенье в виде грибочков от Галины Владимировны Скрябиной, мастера из Слюдянки, педагога допобразования ДДТ. Надо сказать, что вся байкальская "сувенирка" пользовалась спросом, ее с удовольствием дегустировали и покупали.

Вместе с победителями различных лет семинар посетили главы территорий, руководители департаментов культуры, те, кто вместе с активистами продвигает на местах социокультурные проекты. Эти победители получают финансовую поддержку Фонда на протяжении трех лет, включая зарубежные стажировки. Так как спасение малых городов и сел от вымирания – общемировая тенденция, то важно узнать опыт других стран по активизации местного сообщества и возрождению поселений на базе социокультурных проектов.

За три дня семинара с нами поработали модераторы, фасилитаторы (люди, обеспечивающие успешную групповую коммуникацию), спикеры федерального уровня, проведя различные тренинги и  стратегические сессии на предмет фиксации на местах сложившихся трендов и их устойчивости на ближайшие годы. Это важно, поскольку изменение запросов рынка происходит от многих факторов. Например,  экономической политики в стране и мире, в результате которой может поменяться качественный состав туристических потоков, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на стейкхолдеров (людей, имеющих интерес к проекту), реализующих проекты на местах.

Интересен опыт территорий, которые запустили механизм проектов от кейса до выхода на прибыльный бизнес, став социокультурными Центрами по факту, а не по организационной структуре. Личные истории успеха всегда вдохновляют, но пригодны ли они для дублирования, использования в качестве франшизы на других территориях? Этот вопрос мы тоже пытались осмыслить и примерить на свою местность.

Основной секрет, как мне видится, основывается на глубоких знаниях местной культуры, насколько жители идентифицируют себя со средой, своей малой родиной, способностью быть с ней единым целым. Запрос рождается, в первую очередь, от потребностей местного сообщества: кто мы, откуда, куда идем? Зачастую на местах складывается ситуация, когда разработанные на стороне проекты, взять хотя бы пресловутый бренд территории, просто-напросто отторгается местным сообществом, выливаясь в ожесточенную полемику в прессе, в лучшем случае… (см. недавний пример с «иркутскостью»). Огромные средства остаются потраченными впустую.

Подробно рассмотрели опыт мест, которые за основу своего движения вперед, сохранения идентичности выбрали развитие бренда территории. Есть в Пермском крае городок Добрянка, так вот с некоторых пор он объявил себя столицей доброты. «Добрянка – столица доброты». Звучит? Но за этим огромная кропотливая работа вплоть до изменения поведенческих привычек жителей Добрянки. Теперь просто стыдно совершать проступки в столице доброты! Появилась у них и оригинальная скульптурная композиция «Добро победит зло», и все мероприятия в городе, любая публичная агитация, реклама зиждятся на замечательном высказывании: «Добрянка – столица доброты».

Другой пример со старинной деревней Лох в Саратовской области. К примеру, в Иркутской области есть деревня Лохово, жители которой на законодательном уровне требовали изменения наименования. Но не так поступили в Саратовской области. Они не стыдятся быть «лохами», а делают на этом себе рекламу, привлекая в поселение, состоящее из 700 жителей, хороший поток туристов. Таким образом, им удалось оживить жизнь в деревне, прекратить отток населения. Общими усилиями сохранили двухсотлетнюю трехэтажную водяную мельницу, построенную без единого гвоздя, задумались о восстановлении старинного храма.

Когда люди принимают свою идентичность, узнают территориальную родословную, они становятся более уверенными и более счастливыми, как бы парадоксально это не звучало, ведь история глубинок – не всегда счастливая и безупречная. Есть поселения, которые долгое время использовались как выселки, места для временных стоянок, либо и вовсе имели темные страницы в своей летописи.

Сегодня каждое поселение, так или иначе, формирует собственный бренд, кто лучше, кто хуже. Но все мы, жители, имеем к этому самое непосредственное отношение. Как при встрече приветствуем гостей, охотно ли вступаем в диалог, готовы ли оказать содействие туристу? По исследованиям социологов, человек, находясь в незнакомом городе, формирует свое отношение к нему за первые полчаса: все, что видит гость, что читает и что слышит, влияет в первую очередь на его эмоциональное состояние, а оно самое сильное и прочное, в памяти остается навсегда.

Успешная коммуникация любого муниципалитета строится на истории, стиле, СМИ, атрибутике, людях. Для приезжающих туристов будет любопытно увидеть нестандартное приветствие при въезде, туристическую навигацию, место для фотографий «Я был …», получить 3-4 рекомендации от местных на посещение главных достопримечательностей, заглянуть в «эмоциональную» карту, составленную по отзывам гостей города на доступном интернет-ресурсе…

Хочется пожелать нашим землякам проявлять инициативу, сегодня много возможностей для этого. Обратить внимание на благотворительный фонд Геннадия и Елены Тимченко, реализующих различные проекты и для детей, и для старшего поколения. Вместе с фондом возрождаются спортивные команды, сохраняются традиции мест, поддерживается Культура от Калининграда до Владивостока.

Альбина ЕРГИНА