Сердце бьётся для театра, или Счастье в профессии

Выбор профессии для большинства людей – серьёзная дилемма. Обычно он зависит от множества факторов. Это и возможность или невозможность получения того или иного профобразования, и личностные интересы, и внешние факторы (уровень знаний школьных дисциплин, родительские запреты и проч.). Зачастую человек идёт в профессию не по зову сердца, а просто потому, что ему так удобно. Позже такое псевдоудобство может обернуться неприязнью к работе, однако мало кто задумывается об этом наперёд.

Если вдуматься, людей, по-настоящему любящих свою профессию, среди нас очень и очень мало. Именно по этой причине их называют счастливчиками.Одной из таких счастливиц является бессменный режиссёр и руководитель театра-студии «Люди» Оксана Нагаева.

Уже в шестом классе юная Оксана чётко представляла себе, кем она станет в будущем. Она отвратительно вела себя в школе, была частым «гостем» в кабинете директора, ей претили школьные законы. Она шла сюда практически по одной причине – при школе действовал драмкружок. Однако Оксану привлекала вовсе не актёрская стезя.

С самого раннего детства девочке нравилось не просто играть в игры, а придумывать их, моделировать развитие событие в них по собственному сценарию. В драмкружке Оксана могла часами представлять себе и мысленно проигрывать то или иное действо на сцене. Она жила театром, дышала им, обожала всё связанное с ним. Именно тогда, в двенадцать лет, эта «сложная» для школьных учителей девочка поняла, что в жизни она видит себя никем иным, как режиссёром театра.

Будучи девятиклассницей, Оксана поступила на заочные театральные курсы. Тогда мало кто представлял себе, что такое дистанционное обучение, да и для самой Оксаны оно было внове. В довесок к школьным занятиям она взвалила на плечи груз заочной учёбы, однако сложные контрольные задания из театрального техникума ничуть не пугали её. На старенькой печатной машинке она перепечатывала выполненные контрольные, отправляла их по означенному адресу и уже через два годастала счастливой обладательницей первых «театральных» корочек.

По окончании школы, ни секунды не сомневаясь, Оксана вместе с мамой отправилась «покорять» первопрестольную, решив поступать в Щепкинское театральное училище. Однако Москва не приняла её, навалившись суетой, величием и холодной надменностью. Поспешно изменив планы, Оксана поступила в Восточно-Сибирский институт культуры и искусств в городе Улан-Удэ. За годы учёбы она ни разу не пожалела, что попала сюда: всё здесь было ей близко и понятно. А Москва? На тот момент Оксана миновала её транзитом.

После защиты диплома тогда ещё никому не известный молодой режиссёр Оксана Нагаева и её муж Алексей решили создать свой театр и обосноваться в Байкальске. В тот момент они не задумывались, удастся ли им осуществить их планы. Они просто начали работать. Сначала в ДШИ, затем – в Доме культуры «Юбилейный».

У театра не было собственного помещения на протяжении нескольких лет. И только в конце 90-х Оксана и Алексей Нагаевы получили «во владение» помещение бывшего магазина «Антарес». С небывалым энтузиазмом молодые режиссёры вместе со своими помощниками из числа актёров труппы начали перестраивать его. Работа кипела, и в скором времени в Байкальске появился камерный театр. Сколько сил и труда было вложено в его создание – отдельный разговор. Главное, что идея режиссёров Оксаны и Алексея Нагаевых о создании театра в Байкальске получила материальное воплощение.

Театральные постановки молодых режиссёров Нагаевых удивляли байкальчан своей необычностью и свежестью. Они не были «заезженными», скучными. Они искрили яркостью и новизной. А потому запоминались и привлекали всё новых зрителей. Вскоре театр-студия «Люди» стал известен за пределами области.

Шло время, и театр предлагал уже не только те или иные спектакли, но и реализовывал масштабные проекты, такие как фестиваль «Сцена Байкала». Именно во время проведения этого фестиваля из уст одного из московских гуру театра прозвучали слова о том, что Оксане Нагаевой пора бы подумать о дальнейшем продвижении в профессии. Речь шла о профобразовании в знаменитом Щукинском училище.

И Оксана поехала в столицу. Снова.

На этот раз Москва предстала перед ней в новом обличье. Она уже не пугала, а завораживала своей красотой. Здесь Оксана вдруг почувствовала себя как рыба в воде.

Москва полюбила её, однако после окончания обучения в «Щуке» байкальчанка вернулась домой, в свой театр. Её не остановило даже заманчивое предложение остаться в столице и попробовать свои силы на более высоком уровне.Возможно, сказалась усталость: сумасшедший ритм «Щуки» буквально выжал её, не оставив сил на принятие каких-либо решений в принципе. А может быть, просто время ещё не пришло? Москва ведьпринялаОксану тоже не с первого раза.

Так или иначе, театр-студия «Люди» отмечает свой двадцатый, юбилейный, день рождения. По словам Оксаны Нагаевой, статистические данные беспристрастно говорят о том, что провинциальные театры живут в среднем не более семи лет. Байкальский театр «Люди» уже практически трижды преодолел этот возрастной порог и по-прежнему живёт полноводной жизнью. За эти годы у Оксаны Нагаевой состоялось пятнадцать выпусков, и многие из её талантливых воспитанников успешно продвигаются в жизни. Среди них Людмила Шульга, Егор Филиппов, Валентин Краснов и др.

«Держать марку сложно,– говорит Оксана Нагаева,– но мы стараемся. Прежде всего, я придерживаюсь определённых критериев при выборе пьес для постановки на сцене. В нашем театре никто не видел и никогда не увидит низкопробные «чернушные» спектакли. Мы ставим лишь те произведения, которые заставляют человека размышлять, затрагивают самые чувствительные струны его души, бередят его сердце. Всё остальное – не для нас. И публика это знает».

Чтобы зритель поверил в происходящее на сцене, порой приходится изрядно потрудиться. Взаимодействие режиссёра с актёрами – процесс чрезвычайно сложный, поскольку лицедеи не всегдаприходят в театр с рабочим настроем. Помимо того, режиссёру необходимо передать актёрам своё вИдение постановки, чтобы в нужный момент они сыграли так, а не иначе. В противном случае публика не поймёт того, что хотел сказать автор произведения, не увидит она и режиссёрскую задумку. А значит, спектакль пройдёт «мимо» зрителя, и вся работа пойдёт насмарку. За всю историю существования в театре-студии не было подобных случаев.Это лишний раз говорит о добросовестной работе труппы, о профессионализме режиссёра Оксаны Нагаевой и является подтверждением того, что профессию надо выбирать сердцем, тогда любые трудности будут по плечу, а работа принесёт лишь радость.

В преддверии юбилея театра-студии «Люди» Оксана Александровна Нагаева желает всем своим подопечным – актёрам и студийцам – творческих полётов, креатива, а также радости от общения друг с другом. Пусть искусство всегда будет важной составляющей их жизни, пусть они с достоинством выполняют возложенную на них миссию – нести культуру в массы.

И, конечно же, театралы не должны забывать о необходимости постоянного личностного развития исовершенствования в профессии, ведь без этих составляющихневозможен творческий рост как отдельного человека, так и коллектива в целом. Всё это архиважно для театра, потому что«Люди», несмотря на предыдущие достижения, должны расти, становиться лучше и интереснее, крепнуть в профессиональном плане.

Здесь нет «случайных прохожих», здесь только те, чьё сердце бьётся для театра. Эти люди по-настоящему преданны ему. Пусть так будет и дальше. Тогда театр на Байкале будет жить многие годы.

Подготовила Евгения Минеева.

baikgaz.ru