Испомизм и квантовая физика на полотнах Андрея Щербакова

7 сентября в Центре байкальской йоги «Бай-га» состоялась творческая встреча горожан с московским художником Андреем Щербаковым.

Несколько десятков картин увешали два зала галереи, и зрителям было на что посмотреть.

Андрей – член Творческого союза художников России, член-корреспондент Российской Академии Народного Искусства. Его картины вошли в каталоги Международного художественного фонда, некоторые из них находятся в частных коллекциях за рубежом. А еще он член Союза писателей России.

Художник  не первый раз приезжает в Байкальск, здесь проживают его мать и брат Игорь Щербаков, замдиректора чаеразвесочной фабрики «Травы Байкала». И вот теперь состоялось знаковое для города событие: открытие арт-галереи.

Объясняя концепцию выставки, братья Щербаковы (картины Игоря также были среди представленных работ) назвали ее арт-сталкингом. Это интерактивный, авангардно-поисковый способ общения с искусством, когда зритель, вступая в диалог с художником и его картиной, с самим собой, становится сотворцом произведения. И тогда через самонаблюдение открывается новый, свежий взгляд на себя, на окружающий мир.

Увидеть и почувствовать это легче, чем объяснить и рассказать. Нужно лицезреть сами масштабные полотна, ощутить их потрясающую энергетику. Часть картин посвящена русским сказкам, другая – сказкам народов Севера. Недаром Андрей какое-то время своей жизни провел среди ненцев и эвенков, кочевал со стойбищем, изучал их культуру.

При первом взгляде на картины возникает вопрос: что это? Некая вязь, орнамент, в котором возникает то лицо, то чум, то какие-то птицы, то медведь, то Емеля на печи, то щука выглядывает из проруби. А потом в глазах героя обнаруживаем меч, а со лба женщины вспархивает птица. И образы множатся…

Глядишь, а картины-то оживают. Как густо они, оказывается, населены – все живое, все дышит, все движется. Технику эту братья называют испомизмом (искусством субъективного пространства и множества образов).

Раньше мне не доводилось видеть картины, которые нужно разгадывать. И здесь нужны не только интеллектуальные усилия, необходимо настроиться на волну художника, который пишет в особом состоянии духа. Как говорит Андрей, он не может писать по заказу, творить он может в особом настроении, чтобы произошел инсайт, озарение.

Пространство картин настолько уплотнено, многоуровнево, что неслучайно приходит сравнение их со множественностью вселенных, о которых говорит нам квантовая физика.

Также мы узнали, что и цвет картин неслучаен. Черно-белая графика, золотистый рисунок, подчеркнутая монохромность отражают аскетичность Севера, позволяют через форму показать его красоту.

Андрей объяснил, что ранее, наблюдая еле заметную золотистую вязь на иконах, считал ее декоративным приемом. Но оказалось, что это вовсе не прием, когда, замерзая в тундре, увидел над головой текучую золотую вязь и понял, что так дышит Вселенная. И на это можно смотреть бесконечно.

Мы, зрители, восхищались и картинами, и братьями Щербаковыми, которые в унисон пели песню о казаке,  возвращающемся с чужбины домой. Неслучайно у всех зрителей возникло ощущение дома, о чем говорила Татьяна Глукман,  преподаватель техникума отраслевых технологий и сервиса: «Эту идею мы вынашивали 30 лет, об этом мечтали художники Валерий Зверев и Николай Осипенко, великие люди нашей территории».

А Татьяна Астахова, директор ДШИ, предложила  сотрудничество, так как в школе искусств часто проходят встречи с интересными людьми. На что художниками было дано согласие о проведении мастер-классов и творческих вечеров.

 В галерее будут проходить выставки и других художников. Сюда можно приходить самим и приводить гостей города. Мы живем в месте красоты и силы, где художники черпают вдохновение, реализуя себя многопланово, помогая создавать имидж гостеприимного и творческого города.

Татьяна РАБДАНО