Байкальский «Кедр»

1 июля, в день открытия кинотеатра "Родной", в фойе ДК «Юбилейный» демонстрировалась выставка, посвященная байкальским кинематографистам, – Эдуарду Зоммеру и Владимиру Борисовскому.

Нынешнее поколение байкальчан с историей развития кинематографа в городе не знакомо, имена эти им ничего не говорят…. Поэтому попытаемся немного восполнить пробелы в памяти и обратимся к личности Владимира Петровича Борисовского. Очень надеюсь, что после публикации откликнутся люди, хорошо знавшие Владимира Петровича, способные добавить в копилку сведений и свою историю.

Год 80-й для Байкальска и для страны был ознаменован летней Олимпиадой в Москве. Возможно, это событие подвигло байкальчанина Борисовского открыть ни много, ни мало, а студию кинохроники. Название ей дали соответствующее сибирскому характеру – «Кедр». Этот бренд очень скоро приобрел известность. Особой популярностью пользовались киножурналы перед началом основного киносеанса в ДК «Юбилейный», когда на экране мелькали титры: город Байкальск, киностудия «Кедр», а сидевшие в зале байкальчане узнавали себя на экране.

 Студия была образована в 1980 году и до смерти ее основателя в 1987 году производила до двух документальных фильмов в год. Помимо этого, постоянно снимались киножурналы под рубрикой «Комбинат. Город. Люди».

В студии занимались дети, которые позже выбрали киноискусство, учебу в кинотехникумах. Постоянным сотрудником «Кедра» был Эдуард Александрович Зоммер.

 Самый известный фильм «Кедра» – «Репетиция», посвященный охране природе. Фильм рассказывает о краснокнижных растениях, о том, как безжалостно относятся к ним люди. Работа удостоена нескольких наград, включая Всероссийский конкурс в Москве в 1985 году.

Хорошо удавались Владимиру Борисовскому зарисовки с натуры, как например, короткометражка «Весна в горах». Работал Борисовский и с историческим материалом, сняв фильм о революционере Иване Бабушкине.

Байкальчане смотрели фильмы киностудии «Кедр», узнавали себя с хорошей и отрицательной сторон. В то время гласность была такой, что позволялось любого человека, если он попадался, к примеру, в пьяном угаре, показывать в самом неприглядном образе, назвав его по имени и должности.

Порой, перелистывая подшивку газеты «Байкальский целлюлозник» за 80-е годы, нахожу знакомые фамилии байкальчан, замеченных на комбинате в алкогольном опьянении, втянутых в скандалы и даже драки на производстве. Вот и представьте, какое впечатление производили кинематографисты своими  работами, когда не только печатное слово, но и фото-и кинофакты свидетельствовали против тебя! Фильмы Борисовского заставляли задуматься, изменить свой образ жизни и мыслей. Хотя, будем откровенны, автор сюжетов безгрешным никогда не был.

Петрович, по воспоминаниям тогдашнего директора ДК Любови Корнейчук, личностью был увлекающейся. Постоянно горел идеями и планами, мечтал об отдельном здании для киностудии. Слушая его, собеседник невольно соглашался и сопереживал. Немного ревностно относился к маститому Эдуарду Зоммеру, имевшему опыт работы на киностудиях в Ленинграде, Иркутске. Но в творческом плане им удавалось многое. Студия «Кедр» постоянно участвовала в конкурсах документальных фильмов, получала заслуженные призы не только на областных, но и на всесоюзных соревнованиях.

На открытии кинотеатра «Родной» из уст областных чиновников прозвучала мысль о создании киностудии в Байкальске. Словно само прошлое города требует восстановить утраченное. Если такое однажды случится, неплохо было бы сохранить преемственность двух киностудий, воплотив мечту Владимира Петровича Борисовского о новом помещении в жизнь пусть и через три десятка лет.

Альбина ЕРГИНА