Год школьных театров стартует

2015-2016 учебный год в Иркутской области объявлен Годом школьных театров. С 1 сентября из учащихся начнут делать артистов.

Как утверждает на августовской пресс-конференции Елена Осипова, ио министра образования региона, обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому — одно из действенных средств воспитания школьников через слово, движение, голос, отношение к окружающему миру, творческую деятельность в коллективе. Результат — формирование действительно культурного человека, любящего свое отечество.

Кроме того, в этом году планируется создание программы развития дополнительного образования детей. Ее подготовят, учитывая интересы школьников, она пройдет через общественные слушания.

Согласно программе к 2018 году дополнительным образованием планируют охватить не менее 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В частности, это будет сделано за счет перевода школьников на обучение в одну смену, чтобы после обеда дети занимались в кружках и секциях.

В Байкальске уважают и любят театральное искусство. В городе есть детские студии, в ДК "Юбилейный" работает театр "Люди", который посещают и дети, и взрослые.

В преддверии 1 сентября мы задали несколько вопросов Оксане Нагаевой, режиссеру-педагогу театра-студии "Люди".

– Оксана Александровна, в День знаний стартует еще и несколько необычная акция в школах Иркутской области – Год школьных театров. Что это значит для вас, как человека, близкого к театру, скажем так?

– Я считаю, давно надо было это сделать. Наши дети очень условно знают, что такое театр. А ведь в России всегда считалось необходимостью с младых лет знать театр, владеть иностранными языками, уметь танцевать и так далее. У нашего общества всегда есть задача воспитать действительно культурного человека, а что, как не театр может помочь в этом.

– Ваш театр "Люди" существует уже...

– ...двадцать первый год. Это было потребностью моей и Алексея Михайловича (Нагаева – прим. авт.). У меня всегда была мечта – создать маленький, камерный театр. Мы занялись этим сразу после окончания вуза в Улан-Удэ и приезда сюда. В Байкальске существовал до нас такой проект, но он не работал. Пришлось отстроить помещения, затем искать людей, желающих выйти на сцену. Нужно было заинтересовать потенциального актера, научить правде существования на сцене, выстраивать человеческие взаимоотношения. Ведь мало просто заставить выучить текст.

Я стремлюсь к дотошному разбору пьес, персонажей, приглашаю к этому и актеров. Мы достаточно серьезно занимаемся театром.

– А как увлечь детей публичной игрой на сцене?

– У нас при театре живет театральная студия, с самого его начала. Сюда мы набираем детей с 10 лет, которые, как правило, остаются у нас до 11 класса. Идет обучение сценической речи, актерскому мастерству, элементам сценического движения, хореографии, вокалу. Какое-то время дети заняты в этой студии, иногда это длится и год, и два, и три. Некоторые, со звездой во лбу, уже через год приходят в театр.

– Наверное, это непросто: вырастить из ребенка актера.

– Для меня театр – уже не работа, а образ жизни, в нем и о нем мои мысли, мое существование. Конечно, дети приходят разные, есть и зажатые, и раскрепощенные. Постепенно мы начинаем разговаривать с ними на одном, "птичьем", языке. Я рекомендую детям читать специальные книги. И со временем они увлекаются, начинают проводить здесь больше времени, чем в школе или дома. Мы ведь встречаемся буквально каждый день, репетируем по несколько часов. А потом показываем зрителям, выезжаем со своими спектаклями. Нужно много потрудиться, чтобы сделать такую работу, на которую пойдет зритель, будет платить за это.

– Сколько у вас актеров?

– 25 человек. Я не преследую количественных показателей, я держусь за способных, талантливых детей. Конечно, грустно, когда ребята заканчивают школу, и им приходится расставаться и с нашим театром. Не скрою, это для всех тяжело, на выпускных бывают и слезы.

– Какими они уходят от вас?

– Более подготовленными к взрослой жизни. Во-первых, дети уже умеют правильно говорить, легко общаться с другими людьми, знают, как вести себя в коллективе. Во-вторых, они могут организовать вокруг себя пространство людей. Они становятся интересными, ведь артист, стоящий на сцене, на которого смотрят 200-300 человек, уже интересен.

– Получается, театр в школьные годы – это закладка некоего фундамента для самостоятельной жизни, которую трудно переоценить.

– Безусловно, театр помогает и поддерживает в дальнейшем любого, кто коснулся его в таком возрасте. Личность начинает мыслить масштабнее, что ли. Мир приобретает другие краски.

–Как утверждает Елена Осипова, результатом расширения дополнительного образования будет формирование действительно культурного человека, любящего свое отечество. В Байкальске есть еще Дом детского творчества, школа искусств, предлагают обучение вокалу, народным танцам, современной хореографии, декоративно-прикладному творчеству, авиамоделированию. Дети Байкальска не избалованы дополнительным образованием, на ваш взгляд?

– Я не думаю, что они так уж избалованы большим выбором дополнительных занятий. Но он есть. Немного опасаюсь, чтобы объявление учебного года Годом школьного театра не стало обычной, пустой акцией. Хочется верить, что дети наши получат реальную возможность прикоснуться к театру. Вы же понимаете, что на возрождение того, что было утеряно в свое время, потребуются годы и годы.

Многое будет зависеть от человека, который начнет приобщать детей к театру, поведет их за собой. Вот как, например, в 12-й школе Василина Ивановна Косенкова. Для нее не имеет значения, объявили этот год Годом школьного театра или нет. Она просто хорошо работает. Если такие люди займутся этим, тогда Год театра в школе продлится и два, и три, и больше лет.

Подготовил Сергей РАБДАНО