Поймать удачу на крючок

решили участники театральных коллективов, приехавшие 5 ноября на IV Всероссийский фестиваль детских и юношеских любительских театров «Театральные каникулы на Байкале».

Фестиваль проводится в Байкальске впервые, до этого три года он проходил в Ангарске. Организатором фестиваля в очередной раз стал Иркутский областной Дом народного творчества, который многие годы поддерживает перспективные творческие идеи молодых талантов. Кроме того, организаторами и учредителями фестиваля стали министерство культуры РФ, Государственный Российский Дом народного творчества, министерство культуры и архивов Иркутской области, администрация города Байкальска, а также администрация ДК «Юбилейный», где и проходила программа фестиваля.

Создание новой творческой площадки именно для детей является сейчас очень актуальным, ведь как сказал член жюри фестиваля С.А. Захарян, «дети –единственные актеры, которые не умеют обманывать».

Что же до состава жюри, то его с уверенностью можно назвать блистательным – мэтры, как театра, так и театральной критики, сделавшие большой вклад в развитие не только театрального искусства, но и культуры в целом. Т.И. Уфимцева, заслуженная артистка РФ, педагог школы-студии МХАТ, режиссер и сценарист; С.А. Захарян, театральный критик, профессор кафедры журналистики ИрГТУ; В.Д. Кирюнин, главный специалист по театральному жанру ОЦНТиД; А.И. Кононов, заслуженный работник культуры РФ, Лауреат премии «Акция» Совета по культуре при Президенте РФ и «Признание» СТД РФ.

В качестве независимого жюри впервые была создана новая коллегия – детское жюри, члены которого также судили участников по своим критериям. «Самое приятное в обязанностях детского жюри то, что нас слышат, и учитывают наше мнение, хоть у нас еще не так много опыта в этой сфере, – говорит председатель детского жюри Инна Маринова. – Несмотря на это, мы общаемся с экспертами на равных. Конечно, внутри детского жюри были некоторые разногласия, но в итоге мы всегда приходили к общему решению, потому что оценивали спектакли в первую очередь по своим ощущениям, чувствам, которые они у нас вызывали».

На фестиваль приехали коллективы из разных уголков России – от ДальнегоВостока до Западной Сибири. Были и гости из Кемеровской области (театр «Пластилин»), из Приморского края (г. Лучегорск, театр «Сорванец»), из Иркутска (театральная студия «Зеркало»), из Хабаровска (Образцовый театр «Веселые ребята»), из Читы, Красноярского края и т.д.Всего на конкурсную программу было заявлено 14 коллективов, но смогли приехать только 12. Несмотря на это фестиваль обещал быть богатым на интересные события и памятные встречи.

Главной темой фестиваля стала тема Байкала, а значит и рыбалки, причем рыбаками выступали сами режиссеры, вылавливающие из озера идей самые лучшие, которые и были представлены на суд зрителям. После каждого спектакля по стихийно возникшей традиции проходила торжественная эстафета – передача символа фестиваля, театральной удочки, которая во многом помогала участникам уловить настроение зала, и захватить его внимание, хоть и не приманкой, но известными общечеловеческими темами, не оставляющими равнодушным никого.

С каждым спектаклем нас погружали в другие миры, будь это фантазийный мир ещё не рожденных детей «Нити времени» или мир детских воспоминаний в «Люськиных рассказах».

Спектакль «Нити времени»театра «Зеркало» стал уникальным в своем родесимбиозом всех видов искусств: песенного, танцевального, кукольного, и, конечно, театрального. Ставшая известной благодаря Метерлинку история о двух детях Тильтиле и Митили, ожидающих предрождественское чудо, здесь нашла новое отражение. Попав в сакральную пустоту, где все существует только в зачаточной форме идей, они знакомятся с её обитателями, причудливыми и чудаковатыми, но очень чистыми душой и еще не познавшими опыта ошибок и разочарований.

Совсем не детскую тему выбрал режиссер театра «Архат» (Красноярский край) Евгений Михайлович со спектаклем «Монрок», одноименным произведением Андрея Гуркова. Вниманиюзрителя была представлена интерпретация сказания о великом правителе Востока, который в определенный момент потерял душевное спокойствие и был вынужден бороться со своими страхами в полном одиночестве. Само одиночество в виде бледной странствующей девушки в зеленых одеждах непрерывно преследовало Монрока, и даже во сне не мог он найти покой. То тихо, то переходя на крик, ему внушали чужие мысли голоса Случая, Ложной удачи, претендующие стать хозяином Монрока, и затянуть в сеть своих призрачных суждений. Но сила духа взяла верх над гнетущими пороками, и, встретив любовь, все меняется в его замутненном сознании. Весь придуманный мир, как карточный домик разрушается о волну реальности. Когда герой наконец-то стал свободным, он произносит: «Я пойду за мечтой», отвергая тем самым ненужные условности игр подсознания.

Мир животных представила вниманию Елена Чернышова, режиссер театра Образцовой театральной студии «Вдохновение» города Ленинск-Кузнецкий, которая заинтересовалась им не случайно, ведь именно в нем можно найти стоящие открытия о дружбе, поддержке и выручке.

В спектакле открылось, что собакам, оказывается, не чужды человеческие чувства, такие как страх переживания, ведь их мир, опасный мир, где приходится выживать по человеческим правилам, порой бывает очень жесток. Встае, как известно, есть своя иерархия. Главные герои: Хромой, Головастый, Крошка, Бывшая домашняя, Черный и Гордая давно больше, чем просто друзьями. Они соратники в борьбе за собственное счастье. Их главная цель – найти потайную собачью дверцу, как дверь в другой мир, где их любят и ценят. Ну а пока они живут в суровой реальности, им приходится мириться с правилами собачьей жизни. Особенно зрителей привлекло размышление собак об окружающем мире. Простые, но вместе с тем очень точные и верные мысли открывают нам суть многих сложных вещей, ведь собаки лучше всех понимают, где добро, а где зло и никогда не подойдут к плохому человеку. Но, несмотря на звериный оскал, оставаясь в душе верными человеку, они становятся беззащитными перед их звериной жестокостью, которая не щадит даже самых дружелюбных животных. Такой урок всем нам преподали актеры театра…

Завершающий день фестиваля был посвящен извечным темам, простым и понятным всем. Такая простая, но вместе с тем полная глубокой мудрости история о мальчике с другой планеты была рассказана молодым режиссером Народного театра-студии «Ровесник» (п. Шушенское, Красноярский край) АнтономПузыниным в спектакле «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Приблизив сцену к зрителю, он поместил давно знакомую многим историю в современный мир, а точнее показал то, каким её видят нынешние дети. Приправленная неприхотливым юмором и яркими образами такая интерпретация завлекла в первую очередь детей и подростков, которым такая подача была наиболее близка. Вместо пустыни – школьный класс, вместо самолета – парта с откидывающейся крышкой, планету заменил глобус, а сами ученики – рассказчики, попеременно меняющиеся ролями и трансформирующиеся в новые интересные персонажи. Не меняется один только Маленький принц, спокойный, романтичный и такой далекий и неземной, он все же становится близким зрителю, открывая ему истинную суть давно знакомых вещей. Оглядывая этот удивительный, странный, подчас непонятный мир, он не находит того, что искал, и только в этом пути разочарования и сожаления понимает настоящие ценности – любовь, дружбу и доброту. Эта сказка о мире, как в душе людей, таки во всей Вселенной, такой же многогранной и причудливой, как и рассказанная со сценыистория известного французского летчика-испытателя, вошедшего в историю как великий мечтатель и хранитель человеческой мудрости.

Программа фестиваля выстроилась так, что в день проходило по три-четыре спектакля. Более близкое знакомство с театрами ожидало зрителей в конце конкурсного дня на массовом капустнике «В гостях у нерпёнка Зайки», где каждому коллективу представлялась возможностьрассказать о своем театре в любой доступной форме, будь это короткие этюды, творческие зарисовки и даже танцевальные и песенные номера.

Встречи с детскими коллективами были по-своему неповторимы, ведь каждый из них нес свой уникальный, не похожий на других взгляд на искусство и свою самобытную школу актерского мастерства. Самое интересное волшебство малой сцены узкого театрального круга заключалось в том, что зачастую дети лучше раскрывались в родной атмосфере, рождающей разного рода  импровизации, и позволяющей даже небольшие шалости, как со стороны участников, так и членов жюри, которые также активно вовлекались в массовое представление актеров.

Помимо возможности показать себя и посмотреть на другие коллективы юные актеры могли по желанию посетить мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению известных мастеров театрального искусства, таких как О.А. Нагаева (театральный педагог, режиссер театра-студии «Люди»), С.А. Помазан (педагог ИТУ, руководитель Молодежного камерного театра-студии «Браво» г. Иркутск) и О.М. Кашкарева(режиссер-педагог Молодежного камерного театра-студии «Браво», г. Иркутск).

Занятия проходили в непосредственной и непринужденной обстановке, дети получили огромное удовольствие от полезных развивающих упражнений.

Отдельным и самым важным событием фестиваля стал круглый стол, на котором и решалась дальнейшая судьба театров на фестивале. Обсуждение представляло собой импровизированный зал суда, только в более мягком и корректном его проявлениями, где в качестве судий были сами члены жюри.На суд выставлялисьдетища режиссеров – спектакли, а обвинители и защитники распределялись среди участников самого фестиваля, а также представителей детского жюри. Спокойно, очень точно аргументируя свою оценку, жюри указывало режиссерам на их ошибки, акцентируя свое внимание все же на самых позитивных моментах.

Но, разумеется, в насыщенном распорядке фестиваля было место и отдыху.Девятого ноября, несмотря на недавно выпавший снег, ребята во главе с преподавателями и членами жюри отправились в оздоровительное путешествие на Байкал, где каждый смог загадать свое сокровенное желание и зарядиться энергией от великого озера-вдохновителя.

Завершающим этапом, подводящим черту всего фестиваля, стал отчетный концерт, прошедший десятого ноября.

К сожалению, некоторые театры к тому времени уже уехали и частично награждение произошло вне этого события, но основные награды «на десерт» оставили нам организаторы фестиваля.

Атмосфера сказки, не покидающая стены ДК, на завершении фестиваля усилилась, распустившись, словно волшебный цветок. В такой волнительный для участников момент все казалось особенным: и яркий свет ламп, и удивительно красивая музыка, и светлые, вдохновенные лица зрителей. Два символа театра – Пьеро и Арлекино сошлись в танце там, где смешное так близко к грустному, в удивительном и зачастую непонятном мире закулисья.

Проводник в этот мир, талисман фестиваля маленький нерпенок Зайка (Виолетта Ларюшина) приоткрыл завесу тайны: кто же все это время помогал фестивалю. Это был добрый Батюшка Байкал (Виталий Правосудько), который весь фестиваль неотрывно следил над работами участников, незаметно помогая им.

Неоценимую поддержку коллективам оказали и спонсоры в лицедепутата районной Думы Е.П. Заварзиной, а также группы компаний «Траст».

Сами ребята признаются: «Мы не ожидали, что фестиваль будет настолько масштабным. Очень интересное мероприятие, которое объединяет многих театралов со всей страны. Побывать на Байкале удивительно, и мы этому очень рады».

Диплом третьей степени получил театр «Веселые ребята» за спектакль «Люськины рассказы» (г. Хабаровск), диплом второй степени достался школе-студии «Вокзалъ» за спектакль «Чур меня, чур!» (г.Чита), а первой степени – образцовой театральной студии «Вдохновение» (г. Ленинск-Кузнецкий) за спектакль «Собаки». Гран-при удостоился Народный театр-студия «Ровесник» (п. Шушенское) за спектакль «Маленький принц».

Победители поделились с нами своими эмоциями. «Мы очень волновались, основательно готовились и рассчитывали хотя бы на какое-то место,– признается Алексей Кривицкий, исполнитель роли пилота.–И именно поэтому получение Гран-при для нас было очень неожиданным. Этот фестиваль является для нас огромным шагом вперед, он дает нам надежды на новые свершения, на новые спектакли и участие в нем пробудило в нас только позитивные чувства. Мы очень рады, что наш спектакль отметили, ведь для многих актеров он стал неким поворотом в жизни. Мы именно это и хотели донести до зрителя, и у нас это получилось, поэтому мы очень счастливы! Спасибо организаторам!»

И все же главным подарком были улыбки и хорошее настроение, которое также поддерживали местные творческие коллективы:ансамбль «Звонница», «Глубинка» и трио саксофонистов детской школы искусств.

Фестиваль завершился такой же яркой вспышкой, унося с собой последние теплые деньки непродолжительных, но все же незабываемых каникул. Театральных каникул на Байкале.

Спасибо всем организаторам за незабываемые пять дней, в которых уложилась и любовь к искусству, настоящий профессионализм, знание своего дела и тепло зрителей – все это останется в истории IV Всероссийского фестиваля детских и юношеских любительских театров «Театральные каникулы на Байкале». Остается только пожелать фестивалю большого будущего, а театральным коллективам удачного творческого улова. Держите эстафетную удочку!

Подготовила Яна Петрова.

baikgaz.ru