Учет и контроль воды в доме

Поверку и замену счетчиков воды должен проводить собственник жилья на свои деньги. Штраф за просрочку приборов не предусмотрен.

Индивидуальные и общедомовые приборы учета потребления холодной и горячей воды позволяют существенно уменьшить затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Счетчики воды дисциплинируют и работников системы ЖКХ, так как становится невозможным бесконтрольное списывание потерь от эксплуатации изношенных сетей на простых потребителей воды. Хотя в Байкальске эта практика работает и в настоящее время.

Раз в 4 года

Установив счетчик, собственник жилого помещения обязан следить за его техническим состоянием, своевременно обращаться в специализированные организации или управляющую компанию в случае поломки, сбоя в работе, несоответствия показателей. Именно потребитель обязан подать заявку на поверку прибора учёта после истечения определенного срока.

Поверка счетчиков нужна не только ресурсоснабжающей организации, но и самому потребителю, дабы не переплачивать в случае некорректности показаний счетчика. Эксплуатация прибора с поврежденным механизмом приводит к существенным искажениям в показаниях, при этом ошибаться счетчик может как в пользу хозяина квартиры, так и в пользу жилищно-коммунального хозяйства.

Средний стандартный срок, по истечении которого нужно проверять счётчик, равен 4 годам для горячей воды, 6 годам для холодной воды. Хотя некоторые производители заявляют, что их водосчетчики могут служить 8, а то и 15 лет. Однако на деле все происходит иначе.

Приборы измеряют воду с механическими и химическими примесями, что не улучшает их работу. В ночное время счетчик подвергается повышенному давлению, а утром и вечером оно падает, и такое циклическое воздействие также ведет к ускоренному износу. Заставить коммунальщиков работать лучше не в компетенции метрологов, и они, учитывая возможные химические и физические влияния на водомер, перестраховываются и указывают небольшие межинтервальные поверочные периоды.

Выходит, дело не столько в счетчиках, какими бы качественными и надежными они ни были, сколько в качестве воды и скачущем давлении.

Тогда возникает вопрос: почему мы-то должны каждые 4 и 6 лет платить за ржавые и изношенные трубы и за бездействие коммунальщиков? Виноваты одни, а за их просчеты расплачиваются другие?

И, тем не менее, поверка приборов учета закреплена на законодательном уровне (п. 34 постановления правительства РФ № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 г.)

Поверку пройти придется. В противном случае воду будут считать по нормативам (п. 59 № 354-ПП РФ).

Если вы не знаете о том, когда была произведена первоначальная заводская поверка (именно с этой даты начинается отсчёт периода, после которого необходимо производить следующую), эту информацию можно получить из техпаспорта прибора учета (ИПУ). Поэтому его нужно хранить и ни в коем случае не выбрасывать.

По законодательству, региональные власти вправе менять срок проверки. В этом случае нужно ориентироваться не на срок, указанный в техпаспорте на ИПУ, а на договор, заключенный с компанией-поставщиком. Именно в нем должно быть прописано, когда нужно проводить диагностику.

Если пропустить срок, в течение которого прибор должен быть проверен, то для потребителя расчёт израсходованной воды будет считаться по нормативам. Если собственник пожелает вновь использовать ИПУ, нужно будет устанавливать новый водомер, поскольку без соблюдения очередной проверки механизм считается непригодным для эксплуатации.

 

Обратите внимание! Срок поверки счетчика воды исчисляется с момента изготовления, а не установки! То есть счётчик могут произвести и поверить, потом он проваляется где-нибудь на складе года три. И когда его, наконец, установят в квартире, следующий срок поверки наступит необычайно скоро.

Есть несколько видов поверки счетчиков и разные методики проверки: первичная, периодическая, вне очереди, инспекционная.

Периодическая поверка - именно тот вид, с которым пользователи встречаются чаще всего. Он-то и производится по закону не реже раза в 4 года.

 

Механизм поверки

Сначала требуется демонтировать счетчик в присутствии работников ЖКХ, чтобы те подтвердили целостность пломб. Пока устройство будет проверяться, нужно ликвидировать образовавшийся разрыв в системе. Сама поверка происходит за пределами квартиры.

Квартирные счетчики воды являются имуществом собственника жилья, поэтому поверку, замену, ремонт и другие работы должен проводить владелец счетчиков за счет своих средств силами специализированных организаций.

Деятельность по установке и поверке счетчиков является лицензируемой, поэтому нужно правильно выбирать компанию для поверки. Необходимо удостовериться, что фирма прошла полную аккредитацию в Единой национальной системе и имеет лицензию на оказание подобных услуг.

По окончанию поверки у пользователя остаются договор на осуществление техобслуживания водомеров между владельцем жилья и специализированной организацией, акт проведенных работ, свидетельство о поверке: его выдают, если обнаруженная погрешность измерений не выходит за допустимые пределы, то есть препятствий к дальнейшей эксплуатации счетчика не обнаружено.

Документы нужно передать в управляющую компанию, где зарегистрируют факт прохождения поверки.

Есть хорошие новости. В настоящее время в Госдуме РФ находится законопроект, предусматривающий полное освобождение граждан от обязанности оплачивать как стоимость приборов, так и их установку, проверку и замену в многоквартирных домах.

Ну а пока собственник, который не произвел проверку вовремя, будет оплачивать счета по тем нормам, которые приняты для жильцов, не имеющих приборов учета. В таком случае сумма в квитанциях станет намного больше. В законодательстве РФ нет пункта о наложении штрафа за просрочку очередной поверки.

Людмила ЦАРЕГРАДСКАЯ, эксперт ООО "Теплоснабжение"