Товар обмену и возврату подлежит

В последнее время участились обращения граждан в администрацию города с жалобами на некачественную вещь, купленную в магазинах города.

Одной из самых распространенных покупок у людей является приобретение телефона – неизменного спутника нашей жизни. Байкальчанка К. недавно приобрела сотовый телефон в известном магазине города и столкнулась с проблемой, которую не смогла решить сама. А потому обратилась в редакцию.

– Я купила телефон, который на третий день стал самопроизвольно перезагружаться, зависать, не работал, пока батарею не вытащу и вставлю обратно. Потом с симкартой появились проблемы. Решила сдать на диагностику, обратилась в магазин, но там его сначала даже не захотели принимать. Затем взяли, я хотела написать претензию, мне сказали: не надо ничего писать, мы сами заполним бланк, и вообще, телефон считается на ремонте, а не на диагностике. И предупредили, чтобы я была готова оплатить этот самый ремонт. Все документы о покупке у меня изъяли, вот у меня теперь одна бумажка «Талон на проверку качества». Я не знаю, что мне делать.

Мы обратились в отдел социально-экономического развития администрации, в обязанности которого, в том числе, входит и защита прав потребителей. Нам помогла разобраться в ситуации Юлия Стробыкина, заведующая отделом.

– Юлия Александровна, можно ли обменять сотовый телефон, если он просто не понравился покупателю?

– Спорный вопрос, ведь сотовый (сенсорный) телефон считается технически сложным товаром. Однако, если телефон не был в употреблении, и со дня его покупки не прошло15 дней, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также есть товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату документ, то вернуть его можно. Впрочем, отсутствие чека не лишает возможности покупателю ссылаться на свидетельские показания.

– А когда можно требовать возврата денег за товар, в котором обнаружились недостатки?

– Если вы обратились к продавцу до истечения 15 дней с момента покупки, то имеете на это полное право. Если дефект обнаружен на 16-й день после приобретения или позже, то вернуть деньги можно в трех случаях: 1 – обнаружен существенный недостаток; 2 – нарушен максимально допустимый срок ремонта товара; 3 – невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения его недостатков.

– А что делать, если продавец отказывается принимать товар?

– Магазин (в лице своего представителя – продавца) обязан принять у вас неисправный товар! Необходимо написать претензию с требованием возврата денег. При этом можно даже товар не сдавать, а вот претензию – обязательно. Пишите ее в двух экземплярах, один с входящим штампом магазина оставьте у себя. Если продавец отказывается принять претензию, обратитесь к присутствующим в зале покупателям и с их помощью составьте акт о том, что продавец отказывается принять претензию.

– Как и что нужно писать в претензии?

–Сохраняйте все документы, которые появляются в процессе общения с продавцом. Если у вас пытаются забрать квитанцию, которую вручили вам при приеме товара – не отдавайте. Внимательно читайте любой текст перед тем как подписать его. Если вы сдаете тот же телефон для возврата денег – так и пишите. Если в типовом документе, который вам дали, написано «для ремонта» – зачеркните это и напишите ваши требования.

Требуйте, чтобы было указано, что сотовый телефон осмотрен и видимых повреждений не имеется. Также настаивайте, чтобы в квитанции было указано, что продавец вместе с вами проверил аппарат и удостоверяет дефект (телефон не включается, невозможно совершить вызов и т.д.).

Если вы все же подписали «типовое» заявление, а дома оно вас не устроило, то не все потеряно. Возвращайтесь в магазин и напишите другую претензию.

В соответствии со 18 ст. Закона о защите прав потребителя помимо ремонта вы можете также просить замены товара или снижения его стоимости. 45 дней – максимально допустимый законом срок ремонта. Если вы сдаете аппарат на диагностику, продавец обязан уложиться в 10 дней, если требуете заменить телефон, максимальный срок для ответа – 30 дней.

Когда получаете свой телефон обратно, проверяйте указанные в квитанции (или другом документе) сроки.

– А чем проверка качества отличается от экспертизы?

– Проверка качества направлена на установление наличия дефекта. Экспертиза определяет, по какой причине возник дефект (производственной или эксплуатационной), трудоемкость и стоимость исправления дефекта.

Немногие знают, что если продавец забирает телефон на ремонт, то по требованию покупателя он должен предоставить ему на срок ремонта другой телефон с такими же свойствами. Это указывает ч. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителя.

Александра ПОЗНУХОВА