Есть идеи для бизнеса

В сентябре 2014 года Агентство по развитию бизнеса и территории Байкальского поселения возглавил Сергей Романов. Сегодня Сергей Викторович – гость нашей редакции.

– Сергей Викторович, в принципе, прошел полноценный год вашей работы. Есть повод подвести промежуточные итоги. Начнем с задач, которые ставили перед собой. А потом – что удалось сделать.

– Основная моя задача – помогать гражданам в создании новых предприятий на нашей территории. Сюда входят различного рода консультации, консалтинговые услуги, помощь в подборе кадров, да мало ли вопросов возникает при открытии своего дела.

Свежий пример. Местный предприниматель открывает в микрорайоне Южный салон красоты, уже приобрел современное дорогостоящее оборудование, выписал косметолога из Москвы. Он попросил меня помочь найти квалифицированных сотрудников из местных. Такие люди у нас есть, и проблема была решена.

Второе направление – поиск и привлечение инвесторов на нашу территорию. Сразу скажу: это очень непросто. Известную роль здесь играют ограничения по ведению бизнеса в прибайкальской зоне. Бизнес вообще не любит никаких ограничений, и это правильно.

2015 год, как вы знаете, был тяжелым для всей страны. Россияне тратят деньги очень неохотно, особенно на стартапы. При этом, заметьте, наша территория, кроме всего прочего, просто требует совершенно новых бизнесов, того, чего здесь никогда не было, так уж все здесь устроено. Кроме того, хватает и скептиков, и пессимистов, которые утверждают, что все вокруг плохо, ничего не делается и ничего нельзя сделать.

Скажу откровенно – количество потенциальных инвесторов далеко за сотню. И это лишь те, с которыми мне пришлось только встретиться. У нас налажены связи и с Минсельхозом, и с Минэкономразвития, есть контакты с очень крупными бизнесменами. Называть имена не буду.

Не все удалось сделать из задуманного, к сожалению. Приезжали крупные предприниматели, начинали здесь уже готовить цеха, но потом грянул кризис. Стало практически невозможно приобрести нужное оборудование за рубежом, или оно  подорожало в разы. Инвесторы взяли паузу.

Иногда приезжают предприниматели, смотрят площадки, проявляют интерес, считают затраты, смотрят риски и ... берут паузу.

– Например?

– Недавно мы нашли предпринимателя, который захотел построить в нашем городе огромный крытый аквапарк стоимостью 700 млн. рублей. Он имел 200 млн. свободных средств и почему-то решил, что государство ему найдет недостающие деньги. Кстати, многие думают, что государство вливает в Байкальск бешеные деньги, и при этом они хотят что-то поиметь с этого. Да, государство может помочь с площадями, инфраструктурой. Но начинать бизнес должен сам бизнесмен.

– Как часто удается встретиться с предпринимателями?

– Вот сегодня, с утра и до 12 часов, до интервью с вами, я встретился с тремя. Двое из них местные, один попросил помочь найти инвестора в расширение его дела, другому нужно помещение с льготной арендой. Третий представлял группу бизнесменов, которые также захотели открыть здесь свое дело.

– И что вы с ними обсудили, чего достигли?

– В разговорах выясняется многое. В том числе и отсутствие опыта у некоторых. Кто-то идет методом проб и ошибок, кто-то хочет рискнуть, а кто-то ничего не понимает в бизнесе. Для начала всегда нужно хотя бы изучить рынок, на который ты входишь.Некоторым я предлагаю другую идею.

– У вас есть банк идей? Ведь наверняка пришлось выслушать много предложений.

– Да, многие делятся своими мыслями. Они не хотят по разным причинам их реализовывать, но предлагают мне. В 2014 году состоялось мероприятие под названием "Байкал-2020". Там была создана рабочая группа с одной идеей – спасти и развить Байкальск. Она собиралась дважды, во второй раз – в нашем городе. Кстати, эту идею обнародовал глава города Василий Вячеславович Темгеневский.Он вообще очень многое делает для привлечения повышенного внимания к Байкальску. Понятно, для чего.

Так вот, бизнесмены, политики, члены правительства Иркутской области, входящие в эту группу, решили в первую очередь собрать информацию, создать банк проектов. Вот с этого и началась моя работа. Уже потом я стал часто ездить в Иркутск, в другие регионы с одной целью – найти проекты и инвесторов для нашей территории.

– Как вы их ищете?

– Конечно, учебников на эту тему не существует. Все приходится додумывать, порой, на лету, в разговорах. И это нормально. В любом регионе, поселении есть администрация, в которой кто-то отвечает за развитие предпринимательства.Есть вы, журналисты. Есть много знакомых.

Поверьте, не везде есть люди, которые заинтересованы в поступательном и качественном развитии Байкальска. Да их и в нашем городе хватает.

– И что же делать, если к нам мало кто хочет пока ехать?

– Надо раскачивать местную бизнес-среду. Не надо ждать добрых толстосумов, мечтающих о создании рабочих мест в Байкальске.

– А как ее раскачивать?

– Вот этим я и занимаюсь. К примеру, есть менеджер среднего звена, он занят на предприятии. Он мне говорит: "Хочу начать что-то свое, для себя, открыть бизнес". Я знаю, что у него есть склонности к пищевому направлению, предложил заняться выпуском пельменей, причем, с местным уклоном, так сказать, со своими изюминками. И он последовал совету, купил аппарат за 160 тысяч, собрал партнеров. Первую партию пельменей и поз он уже выпустил.

Подобных проектов хватает. У нас гастрономический туризм практически не развит. Кроме омуля мы не предлагаем ничего. Чем удивить, допустим, москвича? Омуль-то он и в столице попробует, хоть и за большие деньги.

А ведь Байкальск – это природная кладовая, дикоросы, вода, почва, климат.

– Наверное, городу не хватает какого-то знака, символа, своего бренда.

– Агентство разработало товарный знак "Байкальский экопродукт". Рисунок капли чистой воды, в которой находится голубая ель, один из символов экологии, каплю пересекают линии ветра. Мы хотим зарегистрировать его и затем присваивать продукции предпринимателей, которая отвечает определенным требованиям: вкусу, чистоте. Знак качества такой.

– Отличная идея!Что еще вы можете поставить себе в особую заслугу?

– Большая удача, что к нам зашло предприятие "Травы Байкала". Они выпускают чай более ста наименований. Хотят построить здесь настоящую фабрику чая, сконцентрировать все свое производство именно в Байкальске.

К ноябрю прошлого года в Байкальске зарегистрировались четыре новых предприятия.  Помимо прочего, это десятки рабочих мест.

Признаюсь, когда начинал, было тяжело, руки порой опускались. Особенно, когда договоренности оказывались пустыми. Сегодня уже есть стратегия, люди сами идут к нам со своими деловыми предложениями. Переговоры идут каждый день.

– Вы как посредник между властью и бизнесом.

– Так и есть, хотя и не единственный.

– Традиционный вопрос – планы на 2016 год?

– Их достаточно. Впереди подписание договора с сельхозуниверситетом Иркутской области о создании у нас биосада. Предприниматель, имеющий сеть гостиниц в Иркутске, хочет построить здесь крупный отель с развлекательным комплексом. Далее, открытие химчистки. Затем крупный проект создания индустриального парка в Байкальске.

Подготовил Сергей РАБДАНО